Подписка

Введите Ваш E-MAIL:

Новости

Если Вы желаете сами составить отчет «Расчет платы по негативному воздействию на окружающую среду», но У ВАС НЕТ самого расчета по загрязняющим веществам, по:

Разделу 1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - Фактический выброс ЗВ, всего тонн   или

Разделу 3. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - Фактический сброс ЗВ в водные объекты, тонн то мы можем Вам помочь   


Суд о понятии "размещение отходов"

 

Заметим, что арбитражная практика по данному вопросу довольно противоречива.

 

Президиум ВАС в Постановлении от 12.07.2011 N 1752/11 отметил, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ. В рассматриваемом случае общество было привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления (в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ).


При этом в силу ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. В свою очередь, хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение - как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для этого (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).


Статьей 12 Федерального закона N 89-ФЗ установлены особые требования к объектам размещения отходов:

- они создаются на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

- место строительства таких объектов определяется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, который ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и др.

Таким образом, деятельность по размещению отходов имеет специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Исходя из этого, суд решил, что из материалов дела не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом N 89-ФЗ, поэтому привлечение его к административной ответственности в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ незаконно и отменено. Заметим, что общество в рассматриваемом деле занималось приемом, обработкой, упаковкой и отгрузкой грузов.


Аналогичные выводы Президиум ВАС озвучил в Постановлении от 20.07.2010 N 4433/10. При этом общество в целях осуществления своей деятельности арендовало в административном здании нежилое помещение под офис площадью 6 кв. м, в котором работало 3 человека. В результате хозяйственной деятельности общества образовались такие виды отходов, как мусор из бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), мусор от уборки помещений, отходы бумаги, картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, а также другие отходы. Контролирующий орган привлек его к ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. (на основании ст. 8.41 КоАП РФ) за то, что:

- общество не вело учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от них, а также размещенных отходов за период с начала своей деятельности;

- у него отсутствовал паспорт на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности;

- плата за негативное воздействие на окружающую среду обществом в установленные сроки не вносилась.


Есть примеры из арбитражной практики, касающиеся предприятий общественного питания, - Постановление ФАС СЗО от 12.09.2011 N А13-1108/2011. Основным видом деятельности общества, участвующего в деле, являлась организация общественного питания, розничная и оптовая торговля пищевыми продуктами. В процессе предпринимательской деятельности образовался мусор из бытовых помещений несортированный, пищевые отходы, мусор от уборки территорий и другие твердые бытовые отходы IV и V класса опасности. Общество использовало мусорные контейнеры. Также в спорные периоды у него были заключены с тремя организациями договоры на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, на их прием и захоронение.


На том основании, что общество не занималось специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах, оно представило в Росприроднадзор заявление о возврате излишне уплаченной суммы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 - 2009 гг. и I - II кварталы 2010 г. и попросило принять за указанный период уточненные нулевые расчеты. Контролирующий орган данное требование оставил без удовлетворения и, в свою очередь, указал на необходимость представления расчета за III квартал 2010 г. Основанием для отказа послужило то, что общество как собственник отходов платило за негативное воздействие на окружающую среду (размещение отходов производства и потребления). При этом в договорах с организациями, оказывающими услуги по вывозу отходов, отсутствовали указания на передачу обществом права собственности на отходы данным организациям. Кроме того, факт оказания негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности подтверждался наличием у общества утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также представленными расчетами и внесенной платой.


Суды всех трех инстанций встали на сторону предприятия, сделав вывод, что Росприроднадзор не доказал, что в спорный период оно занималось размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом N 89-ФЗ, и у него возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Такая обязанность возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Федеральным законом N 7-ФЗ. Доводы арбитры привели те же, что и Президиум ВАС в Постановлении N 1752/11: деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. При таких обстоятельствах арбитры признали действия контролирующего органа не соответствующими законодательству и обязали его возвратить излишне уплаченные платежи за спорные периоды.


В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2011 N А41-45342/10 судьи со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ N 1752/11 также пришли к выводу, что, поскольку предприниматель, осуществляющий деятельность по содержанию кафе, не занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона N 89-ФЗ, предписание контролирующего органа нарушает его права и обязанности. Заметим, что в данном случае ИП был привлечен к ответственности на основании ст. ст. 8.2, 8.41 КоАП РФ за отсутствие учета образования и движения отходов, производственного контроля в области обращения с отходами, неосуществление платежей за размещение отходов.


Другой пример - Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2011 N А41-45741/10. Тот же суд двумя месяцами позже принял решение не в пользу предприятия общественного питания. В данном случае в результате проверки было установлено, что предпринимателем, осуществляющим деятельность по содержанию кафе, не соблюдались требования к обращению с опасными отходами: не велся производственный контроль по обращению с отходами, отсутствовал журнал учета движения отходов. В связи с этим он был оштрафован на 30 000 руб. в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ. У предпринимателя также был заключен договор со сторонней организацией, которая должна была осуществлять вывоз и захоронение отходов.


Заметим, что первая инстанция была на стороне предпринимателя, указав, что он не специализируется на деятельности по обращению с отходами. Апелляционная инстанция пришла к другим выводам. Арбитры отметили, что в силу ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.


Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом суд считает, что под обращением с отходами понимается и деятельность, в процессе которой образуются отходы. К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.


Индивидуальные предприниматели и юридические лица в силу ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. Право собственности на отходы в силу ст. 4 данного Закона принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате которых эти отходы образовались.


Исходя из этих положений, по мнению суда, поскольку предприниматель содержал кафе и у него имелись твердые бытовые отходы, он был правомерно определен контролирующим органом как субъект, в результате деятельности которого образуются и размещаются отходы. Также арбитры сослались на Постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 709/11, в котором тот пришел к выводу, что субъектный состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Кроме того, арбитры посчитали, что положения Федерального закона N 89-ФЗ свидетельствуют о том, что предприниматель, в результате производственной деятельности которого образовались отходы, обязан соблюдать требования названного Закона, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.


Необходимость учета образовавшихся отходов предпринимателями и юридическими лицами установлена ст. 19 Федерального закона N 89-ФЗ. Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в Росприроднадзор в уведомительном Порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в соответствии с Приказом Минприроды России N 30.


Обязанность по организации и ведению производственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами установлена ст. 26 Федерального закона N 89-ФЗ, п. 1 ст. 67 Федерального закона N 7-ФЗ. Доводы предпринимателя о том, что он не специализируется на деятельности по обращению с отходами и что им заключен договор со специализированной организацией на вывоз и размещение твердых бытовых отходов IV - V классов опасности, в связи с чем он не может быть привлечен к ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ, был признан необоснованным, поскольку наличие в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, по мнению арбитров, подтверждается материалами дела.


В Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5163/11 кафе избежало ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ (не представило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и не вносило платежи) только потому, что истек срок давности привлечения к ответственности за данное административное правонарушение. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения. Как указал Президиум ВАС, срок давности определяется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем его обнаружения). При совершении нарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, выделенного для исполнения соответствующей обязанности.

 

 
Поделись ей с другими:

Лечение за рубежом

Лечение в Европе.Стоматологические туры в лечение цистита. гастрита, диабета и бесплодия в лучших клиниках Европы

МосЭкоКрафт

mosecokraft