Подписка

Введите Ваш E-MAIL:

Новости

Если Вы желаете сами составить отчет «Расчет платы по негативному воздействию на окружающую среду», но У ВАС НЕТ самого расчета по загрязняющим веществам, по:

Разделу 1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - Фактический выброс ЗВ, всего тонн   или

Разделу 3. Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - Фактический сброс ЗВ в водные объекты, тонн то мы можем Вам помочь   


ПЛАТА ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

Рассчитываем плату

Размещение отходов относится к платным видам негативного воздействия на окружающую среду. Вопреки расхожему мнению факт заключения договора на оказание услуг по размещению отходов со специализированной коммунальной организацией не означает, что бремя уплаты экологической платы автоматически переходит на эту организацию. Дело в том, что плату за размещение отходов вносит в бюджет их собственник (лицо, в результате деятельности которого отходы образовались, - п. 1 ст. 4 Закона N 89-ФЗ). При этом не имеет значения, что отходы помещены на полигон или свалку мусоровывозящей организацией. Другое дело, если согласно условиям договора на вывоз мусора отходы обращаются в ее собственность. Тогда именно у нее возникает обязанность рассчитать и внести в бюджет плату за принятые от предприятия отходы. Бывший же владелец плательщиком экосбора не будет. На такой способ освобождения от платы за размещение отходов неоднократно указывал Ростехнадзор (Письма от 25.07.2007 N 04-09/1001, от 12.02.2007 N 04-09/170, от 23.12.2005 N СС-47/145).

Исходные данные для расчета платы. Для их получения на предприятии ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам (полученных от других лиц), а также размещенных отходов. Ведение такого первичного учета - обязанность каждого предприятия (п. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ). При этом схема операционного движения отходов диктуется лимитами на отходы, а при их отсутствии - Техническим регламентом, паспортом предприятия, ТУ, инструкцией. В этих документах четко прописано, в каких объемах отходы могут образовываться, каким образом размещаются или утилизируются, с какой периодичностью вывозятся и в каких пределах могут временно накапливаться на промплощадке предприятия до размещения или утилизации. Образец схемы операционного движения отходов и Указания по ее заполнению приведены в Приложении 2 к Методическим указаниям.

Комментируя норму п. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ, Ростехнадзор в Письме от 04.06.2007 N 04-09/673 отмечает, что природопользователь должен вести документальный учет отходов (документы бухгалтерского учета и журнал образования и движения отходов). К началу каждого отчетного периода предприятие уже располагает сведениями, необходимыми для расчета платы (Письмо Ростехнадзора от 28.09.2007 N 04-09/1394). Кстати, форма журнала так и не была утверждена уполномоченным органом, и плательщикам приходится вести учет по своему усмотрению. За основу можно взять форму статистической отчетности 2-ТП (отходы), в обязательном порядке составляемую индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими обращение с отходами. Данные журнала учета образования и движения отходов должны удостоверяться договорами с профильными фирмами и актами выполненных работ. Фактический объем вывоза ТБО подтверждается справкой специализированной организации.

Порядок исчисления. Руководствоваться при расчете платы нужно Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее - Постановление N 344) и Порядком заполнения раздела 4 "Размещение отходов производства и потребления" (далее - Порядок заполнения раздела 4).

Применительно к отходам производства и потребления на данный момент действуют ставки платы за размещение отхода не в пределах норматива, как для сбросов и выбросов, а в пределах установленных лимитов (Приложение 1 к Постановлению N 344) для пяти существующих классов опасности отходов. В случае наличия лимитов на размещение отходов и при условии соблюдения их объемов и требований к их размещению предприятие при расчете платы использует ставку платы в пределах установленных лимитов, соответствующую классу опасности отхода. При отсутствии лимитов плата увеличивается в пять раз по отношению к базовой ставке (п. 6 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632).

Раздел 4 "Размещение отходов производства и потребления" заполняется отдельно по каждому объекту размещения отходов (полигон, шламохранилище и пр.). Все виды отходов, размещаемых на одном объекте, включаются в один раздел. Каждая операция с отходами участвует в расчетах за тот отчетный период, в котором она была отражена в учете в соответствии с установленным порядком.

Необходимые сведения для расчета платы бухгалтер должен брать из журнала учета движения отходов. Главное, что потребуется сделать - найти фактическую массу отходов, размещенных в отчетный период (п. 17 Порядка заполнения раздела 4):

Фактическая масса размещенных отходов = масса образованных отходов + масса полученных от иных лиц (с переходом права собственности) отходов - масса отходов использованных, утилизированных, обезвреженных - масса отходов, переданных иным лицам (с переходом права собственности) - масса отходов, переданных для конечного размещения сторонним организациям.

Найденную массу в соответствии с лимитами, установленными предприятию, разделяют на массы отходов, размещенных в пределах и сверх лимитов (п. п. 18, 19 Порядка заполнения раздела 4).

После этого расчет платы не представляет никакой сложности. Общие правила исчисления платы сформулированы в п. п. 3 - 6 Порядка определения платы и на них построен Порядок заполнения разд. 4. Исходя из них, плата за размещение отходов в размерах, не превышающих лимиты размещения отходов = ставка платы за размещение отходов в пределах лимита x объем размещения отходов. Плата за сверхлимитное размещение отходов = ставка платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов x (фактическая масса размещаемых отходов - масса отходов в пределах установленных лимитов) x 5.

Если у предприятия отсутствует разрешение на размещение отходов (выдаваемое на основе утвержденного ПНООЛР), то вся масса размещаемых им отходов квалифицируется как сверхлимитная.

Отметим несколько моментов. Применяемая ставка платы зависит от класса опасности отхода и определяется в соответствии с Приложением 1 к Постановлению N 344. Так, отходам IV класса опасности соответствует норматив платы, равный 248,4 руб/т. Отходам V класса опасности соответствует сразу несколько нормативов платы, выбор конкретного норматива зависит от вида деятельности, в результате которого отходы образованы, - 0,4 руб/т (добывающая промышленность), 15 руб/т (перерабатывающая) и 8 руб/т (прочая деятельность).

Отходам (мусору) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами присвоен код ФККО 9120110001005, а промышленными - 9120120001005. То есть это отходы V класса опасности. Исходя из разъяснений Ростехнадзора <16>, к таким отходам применяется норматив платы 8 руб/т.

Наряду с отходами данного вида у торгового предприятия образуются и другие отходы, например мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) <17> (код ФККО 9120040001004 - норматив платы 248,4 руб/т).

Нормативы платы ежегодно индексируются. Нормативы, установленные в 2003 г. Постановлением N 344, применяются в 2010 г. с коэффициентом 1,79, а нормативы, установленные в 2005 г. Постановлением N 410, - с коэффициентом 1,62.

Кроме того, ставки платы умножаются на:

- коэффициент экологической значимости для почвы для соответствующего экономического района (Приложение 2 к Постановлению N 344);

- коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия (п. 2 Постановления N 344);

- понижающий коэффициент 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, которые расположены в пределах промышленной зоны предприятия (Приложение 1 к Постановлению N 344).

В Приложении 1 к Постановлению N 344 упоминается еще один коэффициент - 0. Он применяется в отношении массы отходов, фактически использованных (утилизированных) в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования другой организации в течение этого срока.

Необходимо пояснить следующее. В момент размещения таких отходов в собственном производстве предприятие начисляет по ним плату в общеустановленном порядке. До внесения изменений в Порядок заполнения раздела 4 Приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182 природопользователи вынуждены были платить за такие отходы постоянно: масса хранящихся на предприятии отходов включалась в расчет платы ежеквартально нарастающим итогом до тех пор, пока компания не избавится от них. После подтверждения использования (утилизации) в течение трех лет плательщик представлял корректирующий расчет платы, учитывающий применение коэффициента 0 за те отчетные периоды, когда отходы участвовали в расчетах, и возникшая сумма переплаты зачислялась в счет погашения имеющейся недоимки по плате, а при ее отсутствии по заявлению плательщика подлежала зачету в счет предстоящих платежей или возврату (Письмо Ростехнадзора от 04.06.2007 N 04-09/673).

Действующий Порядок заполнения раздела 4 исключил многократное обложение платой хранящихся на предприятии отходов. Плата начисляется единожды, в момент помещения отхода на временное хранение. Также более не потребуется никаких корректирующих расчетов платы. Переплата, образовавшаяся в результате того, что отходы, по которым в момент помещения на временное хранение была начислена плата за размещение отходов, были использованы (утилизированы, переданы другой организации), уменьшает сумму платы за размещение отходов отчетного периода (п. 27 Порядка заполнения раздела 4).

И еще один момент, о котором нельзя не сказать. Исходя из п. п. 17 - 19 Порядка заполнения раздела 4, за отходы, хранящиеся на собственных объектах размещения отходов предприятия не более квартала до вывоза на конечное размещение (при наличии копии соответствующего договора с организацией), плата не взимается. Это не означает, что данные отходы вовсе выпадают из расчета платы за размещение отходов. Ведь после того, как отходы вывезены на полигон, возникает обязанность исчислить экосбор. У кого? Что интересно - у стороны, принимающей отходы по договору на конечное размещение. Это следует из п. п. 13, 16, 17, 27, 28 Порядка заполнения раздела 4.

Возникает закономерный вопрос: что это за договор? Ответ - в Письме от 28.10.2008 N 14-07/6011, где Ростехнадзор пояснил: лицом, размещающим отходы, признается их собственник или лицо, осуществляющее хранение и (или) захоронение отходов в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению).

А что же отходы, которые накапливаются в контейнере до их вывоза профильной фирмой? В Письме от 25.07.2007 N 04-09/1002 Ростехнадзор называл контейнер объектом размещения отходов и говорил о том, что временное хранение отходов в нем облагается платой за размещение отходов. И пояснил, что не входят в расчет платы за такое временное хранение отходов те объемы мусора, что вывезены на полигон до истечения отчетного квартала.

Однако, учитывая определение накопления отходов, приведенное в ст. 1 Закона N 89-ФЗ в редакции Закона N 309-ФЗ, контейнер, несомненно, следует считать обустроенным местом, где отходы временно складируются, то есть местом накопления отходов. И, если срок такого складирования отходов не превышает шести месяцев, речь идет об операции "накопление отходов", а не "размещение отходов". Это позволяет сделать вывод, что со вступлением в силу изменений в ст. 1 Закона N 89-ФЗ, отходы, находящиеся в контейнере (ином обустроенном месте) даже более квартала, но не более шести месяцев, не должны включаться в расчет платы за размещение отходов. Ведь Законом предусмотрено обложение платой размещения, а не накопления отходов. Подчеркнем, речь идет об отсутствии оснований для начисления платы именно за накопление отходов на предприятии до их вывоза.

 
Поделись ей с другими:

Лечение за рубежом

Лечение в Европе.Стоматологические туры в лечение цистита. гастрита, диабета и бесплодия в лучших клиниках Европы

МосЭкоКрафт

mosecokraft